Под угрозу поставлено единство Евросоюза
Решение Германии ужесточить контроль на каждой из своих сухопутных границ, по-видимому, продиктовано главным образом политическими соображениями, его трудно обосновать с юридической точки зрения, оно наносит серьезный удар по столь ценимой в Европе свободе передвижения и может стать серьезным испытанием для единства ЕС.
Фото: Global Look Press
Берлин заявил в понедельник, что контроль, действующий на его границе с Австрией с 2015 года, а с прошлого года — с Польшей, Чехией и Швейцарией, на следующей неделе будет распространен на Францию, Люксембург, Бельгию, Нидерланды и Данию, пишет The Guardian.
Этот шаг ограничит миграцию и “защитит от острых опасностей, связанных с исламистским терроризмом и серьезными преступлениями”, заявила министр внутренних дел Нэнси Фезер.
Последнее из серии смертельных нападений с применением холодного оружия, в которых подозреваемые были лицами, ищущими убежища, произошло в Золингене в прошлом месяце, за несколько дней до решающих региональных выборов в Восточной Германии, в результате которых ультраправая антииммиграционная партия «Альтернатива для Германии» (AfD) добилась исторических успехов в двух землях.
Опросы показывают, что миграция также является самой большой проблемой избирателей в Бранденбурге, где через две недели проходят собственные выборы – левоцентристская Социал-демократическая партия Олафа Шольца, по прогнозам, финиширует позади ультраправой партии, — и слабая коалиция канцлера, похоже, приближается к сокрушительному поражению на федеральных выборах в следующем году.
“Похоже, что намерение правительства состоит в том, чтобы символически показать немцам и потенциальным мигрантам, что они здесь больше не нужны”, — сказал Маркус Энглер из Немецкого центра исследований интеграции и миграции.
Нэнси Фезер утверждает, что новые меры контроля будут включать в себя схему, позволяющую возвращать больше людей непосредственно на границе, но отказался вдаваться в подробности. Официальные лица и дипломаты в Брюсселе выразили тревогу, назвав этот шаг “прозрачным” и “явно рассчитанным на внутреннюю аудиторию”.
Центральное положение Германии в ЕС и ее статус крупнейшей экономики блока означают, что меры контроля, которые должны вступить в силу 16 сентября на первые шесть месяцев, могут оказать влияние далеко за пределами избирателей страны.
В принципе, Шенгенская зона без паспортов в Европе, которая была создана в 1985 году и в настоящее время включает в себя 25 из 27 государств — членов ЕС плюс четыре других, включая Швейцарию и Норвегию, позволяет свободно передвигаться между ними без пограничного контроля, напоминает The Guardian.
Временные проверки разрешены в чрезвычайных ситуациях и в исключительных обстоятельствах для предотвращения конкретных угроз внутренней безопасности или государственной политике и, как правило, вводятся после террористических атак, в связи с крупными спортивными мероприятиями и во время пандемии.
Однако все чаще европейские правительства, часто под давлением ультраправой риторики в отношении иммиграции, вновь вводят проверки без обоснования конкретных угроз или четких аргументов относительно того, как меры контроля могут помочь их смягчить.
Хотя иммиграционная политика и последующие процедуры предоставления убежища, например, определяются на национальном уровне, многие наблюдатели утверждают, что свобода передвижения в Европе делает ее легкой мишенью, а “возвращение контроля над границами” — эффектной темой для заголовков.
Помимо Германии, страны-члены Шенгенского соглашения, которые в настоящее время осуществляют контроль на определенных границах, включают Австрию, которая ссылается на связанные с Украиной угрозы безопасности и давление на предоставление убежища для проверки прибывающих из Словакии, Чехии, Словении и Венгрии.
Дания, ссылаясь на террористические угрозы, связанные с войной в Газе, и риски “российского шпионажа”, проводит проверки наземного и морского транзита из Германии, а Франция проверяет прибывающих в Шенгенскую зону на основании возросшей террористической угрозы.
Италия, Норвегия, Швеция, Словения и Финляндия также проводят пограничные проверки, ссылаясь на террористическую активность, конфликты на Украине и Ближнем Востоке, деятельность российской разведки, увеличение миграционных потоков и организованную преступность на Балканах.
Являясь гарантом Шенгенского договора, Европейская комиссия, которая была уведомлена о планах Германии в понедельник, в целом приняла обоснования государств–членов для повторного введения временного контроля без возражений.
Наблюдатели ожидают, что то же самое будет сделано и в отношении требования Берлина, несмотря на тот факт, что, по–видимому, нет четких практических обоснований — помимо предвыборной угрозы со стороны ультраправых, выступающих против иммиграции, – для проверок на всех девяти границах страны.
Комиссия заявила во вторник, что государствам-членам было разрешено предпринять такой шаг для устранения “серьезной угрозы”, но меры должны быть “необходимыми и соразмерными” и “оставаться строго исключительными”.
Временный немецкий контроль “представляет собой явно непропорциональное нарушение принципа свободного передвижения в пределах Шенгенской зоны”, — сказал профессор европейского права Альберто Алеманно
“Это не будет соответствовать законодательству ЕС, но сможет ли это отговорить Шольца от дальнейших действий?” – сказал он. Кристофер Ратил из Венского университета высказался еще более резко, обвинив Берлин в том, что он “управляет так, как будто АдГ уже находится у власти”.
Другие отметили экономическую ценность Шенгенской зоны. В отчете Фонда Бертельсмана, опубликованном еще в 2016 году, говорилось, что восстановление внутреннего пограничного контроля обойдется Европе примерно в 470 млрд евро в виде потери экономического роста в течение 10 лет.
Джеральд Кнаус, председатель аналитического центра Европейской инициативы по стабильности, также усомнился в эффективности этой меры. “Внутренний пограничный контроль, который должен иметь какой-либо эффект, означает конец Шенгенской зоны”, — сказал Кнаус.
Они также потребуют ”охраны федеральной границы и ограждений вокруг Германии“ и, более того, ”потерпят неудачу, если соседи не будут заинтересованы в участии», — сказал он.
После того, как в начале этого года ЕС, наконец, согласовал с большим трудом пересмотренные законы о предоставлении убежища и миграции, которые должны вступить в силу только в 2026 году, европейское единство может подвергнуться серьезному испытанию, если Германия попросит своих соседей принять обратно большое количество беженцев.
Австрия уже заявила, что откажется принимать обратно всех мигрантов, которым было отказано на границе с Германией, в то время как премьер-министр Польши Дональд Туск во вторник назвал решение Берлина “неприемлемым” и потребовал срочных консультаций.