«Накрошили человек 40-50, а потом уже пошли в точку эвакуации»
На днях на передовой государственные награды были вручены героям боев за Малую Локню и Новоивановку, бойцам 9-го мотострелкового полка 11-го армейского корпуса группировки «Север». Награждение прошло в боевой обстановке. Вместо парадных мундиров — боевая экипировка, а огни софитов тут заменяет тусклый свет военного фонаря да россыпь звёзд на небе.
Фото: Руслан Сергеев
Подняв голову, отмечаю, что небо сегодня и правда невероятно красивое. И тут замечаю движение «звезд», не хаотичное – идут словно на марше, четким строем.
— Спутники «Старлинк», — зло сплевывает ближайший ко мне боец. Раз, два, три четыре… Мы насчитали восемь всего за минуту. Спутники-шпионы врага, как напоминание о том, с кем на самом деле мы воюем на своей земле.
Свидетели церемонии – бойцы и командиры 9-го мотострелкового полка 11-го армейского корпуса группировки «Север». Парни одними из первых приняли на себя удар полчищ ВСУ в Курской области. Две недели находясь в окружении, подразделение сдерживало накаты противника, не пустив его большими силами дальше, вглубь России, и дав время нашим силам и резервам подтянуться и занять рубежи. Герои Малой Локни и Новоивановки, чей подвиг уже навечно вписан в историю воинской славы России.
— Становись! – спокойный, но твёрдый голос нарушил ночную тишину. Послышались едва слышные шаги, приглушённый лязг стали — кто-то задел автомат соседа. — Равняйсь, смирно!
Два десятка бойцов, выстроившиеся в две шеренги, замерли, словно гранитные статуи. Напротив, также в полной экипировке – заместитель командира армейского корпуса, а с ним помощник, держащий в руках красную папку с приказом о награждении. Примерно с минуту стояли молча, словно вспоминали то, что пришлось пережить.
— За отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, в период проведения специальной военной операции, наградить особым порядком медалью «За храбрость» II степени младшего лейтенанта…
Словно и не было этих недель жестоких боев, словно и не сказывалась накопившаяся усталость, эти железные парни один за другим выходили из строя и подходили к командиру. Приколоть медаль на видавший виды камуфляж, крепко пожать руку. Стандартная, но такая значимая процедура.
«Орден мужества», «Знак отличия ордена Святого Георгия», Георгиевский крест IV степени», «Медаль за спасение погибающих» … Государственные награды здесь, что называется, высшей пробы. С каждой новой прочтённой строчкой на столике, укрытом красной бархатной тканью, исчезает одна коробочка, а боец получает заслуженное подтверждение своего подвига. К моему сожалению, их имена останутся инкогнито. Пока.
Фото: Руслан Сергеев
— Товарищи офицеры, сержанты, солдаты, поздравляю вас с государственными наградами! Вы действительно герои, которые их заслужили! – обратился к бойцам командир. — На вас смотрит не только вся наша Родина, но и весь мир. В Малой Локне, Новоивановке вы проявили мужество, отвагу, смелость и храбрость. Спасибо вам за ваш ратный, самоотверженный труд. Желаю вам благополучия и скорейшей победы в нашем нелегком деле, — закончил он, скомандовал «вольно» и, пройдя вдоль строя ещё раз, пожал каждому руку на прощание.
Теперь и парни смогли поздравить друга. Кто-то рукопожатием, а кто-то — крепкими объятиями. Настоящая мужская дружба, скреплённая боевым прошлым, настоящим и будущем. Слова поздравления удалось выразить и мне, а ещё немного поговорить с ребятами.
Совсем молодой боец, на груди которого красовалась медаль «За храбрость», оказался оператором противотанкового комплекса, позывной «Малюк».
— Очень сильно горжусь — это моя первая награда! Буду надеяться, что не последняя, и стараться заслужить еще, — делится впечатлениями военнослужащий. – Мы не дали противнику прорваться, и за это командование решило нас поощрить.
Фото: Руслан Сергеев
«Малюк» – один из участников ставшего легендарным боя у деревни Шептуновка. Из Новоивановки их подразделение начало отходить в сторону этого населенного пункта, заняв лесополку на возвышенности, когда на них «выкатились» украинские националисты. Деревню они думали захватить без боя, однако не учли наших бойцов.
— Наша разведгруппа пошла вперед в деревню, а мы ждали, — рассказывает мой собеседник. — Минут через 20 появилась техника ВСУ. Начали загонять КАМАЗы, иностранную технику, кто-то успел разгрузиться. Мы решили открыть огонь первыми, чтобы эффект неожиданности был на нашей стороне. Завязался стрелковый бой. У нас тяжелого вооружения не было, только автоматы да несколько магазинов к ним. С нами же «трехсотые» были налегке, им тяжело было идти, — поделился «Малюк» и добавил про трофейное оружие. — В ближнем бою забрали «Шмель» (пехотный огнемет) и им отработали по БТРу. Сожгли его, получается. Накрошили человек 40-50, а потом уже пошли в точку эвакуации. Противник по нам начал пулемётами работать, но все наши прорвались, молодцы!
В этой же деревне Шептуновка оказался и «Лесоруб» — командир отделения, только выходил он из района Малой Локни. Его группа заняла ту же лесополосу, но с другой стороны.
— Боеприпасы на исходе были, поэтому начали оперативно двойками и тройками продвигаться к первой группе, — вспоминает мой собеседник, получивший госнаграду. Объединившись, наши бойцы решили уходить через поле с подсолнухами малыми группами.
Фото: Руслан Сергеев
— Было страшно, когда над нами дроны-камикадзе начали летать, но они просто кошмарили нас, пытаясь выманить… Благополучно все добрались. С нами были молодые ребята, которые недавно пришли, но проявили себя хорошо, не испугались ничего. Было видно, что украинцы боятся ближнего боя, не так сильны духом, как наши бойцы! – заключил «Лесоруб» и, пожав мне руку, спешно удалился.
За последние десять дней мне удалось поговорить со многими участниками боев за Малую Локню и Новоивановку, каждый раз история развернувшихся сражений на этом рубеже пополняется все новыми деталями. И каждый раз мои собеседники на следующий день вновь уходят на передовую. Вот и в этот раз парням поступила задача выдвинуться на «ноль», и кто знает, что их будет ждать там на этот раз.