Корреспондент «МК» наблюдал за действиями кораблей Северного флота в море
После Владивостока и Калининграда основные события стратегического учения «Океан-2024» переместились в Североморск – главную базу Северного флота. Сюда же прилетел пул журналистов, освещающих океанские маневры. Погода на Севере приветлива. Кто бы мог подумать, что именно здесь мы, наконец, встретим жаркое солнце?
Фото: Антон Алексеев
Эпизоды боевой работы стратегических учений ВМФ отрабатывались уже на военном аэродроме Североморск-1. Как рассказал встретивший нас генерал-майор Игорь Чуркин — начальник штаба авиационного корпуса морской авиации Северного флота, военная авиация уже в работе. Самолеты выполняют вылеты на выполнение учебно-боевых задач.
— Если вы заметили, здесь стоит только один запасной самолет. Остальные – в небе, — отметил он.
Генерал добавил, что задействованы все тактические группы противолодочных самолетов. Они ведут поиск подлодок условного противника. Кроме того, проводят занятия по поисково-спасательным работам и воздушной разведке.
К «Океану-2024» на Северном флоте готовились усердно в течение всего года. Двигались от простого к сложному. Самое сложное, соответственно — это итоговое учение.
Лейтенанты приходят в морскую авиацию ежегодно. Втягиваются в дело сразу — вовсю летают на Миг-29. Ребята, по словам генерала Чуркина, приходят талантливые. А на Ан-26 в экипаже у них даже летает девушка по имени Аня.
Рано утром вылетела группа самолетов в сторону Северного полюса, дозаправились в воздухе. Вторая, после нее, вылетела на запад, работала в северо-восточной части Атлантики. Третья работала в районе Балтийского моря.
Вскоре в небо взмыл вертолет Ка-29. Их используют для тех же целей, что и «большую авиацию», но на меньшую дальность.
Вертолет принял на борт стрелковую группу и быстро взмыл в небо. Ему предстояло работать по беспилотным катерам условного противника в Кольском заливе. Потом за группой бойцов спустился и другой вертолет – транспортный Ми-8. Его задачи поначалу не раскрывали.
Когда «вертушки» ушли из видимости, внезапно раздались выстрелы. Зазвучала сирена. Так начался розыгрыш эпизода учения — «отражение атаки диверсантов». На вертолетной стоянке завязался стрелковый бой. Откуда ни возьмись «противник» пробрался на бронемашине в самый центр аэродрома. Вопиющая дерзость! Наши бойцы сразу открыли по нему огонь. «Плохиши» укрылись за машиной, тянут время. Вскоре стало понятно почему.
На подмогу «противнику» вылетели дроны. Но не тут-то было. Пост воздушного наблюдения не дремлет — развернули противодронные ружья, нацелили автоматы. Спустя секунды птички сбиты. Но диверсанты еще не повержены.
На помощь пешей группе прибыл тот самый Ми-8. Атаки с воздуха «противник» не ожидал. Как не ожидал и того, что к ним присоединятся истребители… Пока «диверсанты», разинув рот, думали что делать, бойцы подобрались к ним сбоку и уничтожили. Кое-кого удалось взять в плен. Диверсия окончилась полным провалом.
Не успели стихнуть звуки стрельбы, как сбоку от нас зашумели винты самолета Ил-38. Громадина «завелась», медленно вышла с «парковки» и поехала на взлетку.
Все утро Ил-38 готовился к учебной поисково-спасательной работе. Для этого самолет оснастили специальными контейнерами КАС-150. Всего контейнеров четыре: один из них предназначен для спасения людей во льдах, остальные — для спасения на воде. Грузы десантируют из самолета. Внутри находятся плавсредство, рация, палатка и даже меховое обмундирование от замерзания.
«Большого брата» взялись сопровождать четыре истребителя — Су-30СМ, Су-33 и пара МиГ-29. На прощание авиационная группа прошла над аэродромом на максимально малой высоте — пара сотен метров. Так, в компании самолет Ильюшина отправился на учебные поиски. До указанного района ему предстояло пролететь две тысячи километров… Задача истребителей — безопасно вывести его на оперативный простор. А потом встретить и сопроводить «домой».
Фото: Антон Алексеев
А вот «сушки» вернулись совсем скоро и продефилировали в воздухе. Безусловно, не только красоты ради. Маневрирование в воздухе в паре — обязательный элемент подготовки летчиков. Эти двое показали сложный пилотаж — «мертвые петли», виражи. Все это — бок о бок.
Рев двигателей, самолеты мигом набирают высоту, скрываются за облаками, совсем уходят из вида. Внезапно появляются сзади и уходят на очередной вираж. Так выглядела одна из «мертвых петель».
Когда видишь, как уходит в пике истребитель, нельзя забывать и о том, кто его «выхаживает». Заместитель командира корпуса по инженерно-авиационной службе полковник Сергей Щербаков уточнил, что работа в арктической зоне имеет свои особенности. В том числе и у тех, кто поддерживает исправность самолетов.
— МиГ-29К стоят на вооружении только в нашем авиационном корпусе. У них высокие боевые характеристики, в работе он незаменим, поэтому и ремонт и обслуживание должны занимать кратчайшие сроки. Ремонтопригодность их высокая, это тоже большой плюс. Особенно в жестких условиях Заполярья, — сказал полковник.
Он отметил, что МиГ-29 зарекомендовал себя с хорошей стороны еще в Сирии. Он современный и надежный, даже в таком суровом климате. В чем же отличие самолетов корабельного базирования? По словам полковника Щербакова, их немало. В открытом море, в случае чего, так просто на аварийную посадку не выйдешь. Поэтому нужно иметь возможность задействовать дополнительные резервы. Также укреплена и сама конструкция, начиная от шасси, заканчивая крыльями.
— За один вылет нужно выполнить больше задач. Поэтому, например, корабельный Су-33 имеет больше точек подвески, чтобы нести больше оружия, — добавил замкомандира.
«Акула» под прикрытием
В заключительный день учений журналисты вновь вышли в море на военном корабле, чтобы посмотреть на действия Северного флота на морском полигоне. На борт нас радушно приняло небольшое спасательное судно. Качка на волнах внушительная, но если находиться в каюте — даже убаюкивающая.
Все дальше от нас пристань, все меньше 17-метровый памятник «Героям североморцам». Путь лежит в Кольский залив.
Рядом чернеет подводная лодка — главный «персонаж» сегодняшнего действа. Это тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта «Акула». На борту — межконтинентальные ракеты. В преодолении узкостей его сопровождают несколько патрульных катеров.
Когда проходили наиболее тесное пространство, с берега в сторону подлодки направились пара безэкипажных катеров — бэк. Очевидно, это диверсия условного противника. Хотят застать врасплох. Патрульные катера разворачиваются к «неприятелю» и незамедлительно открывают огонь из пулеметов. Первый бэк уже задымился. Второй пока успешно маневрирует на пути к цели. Но вскоре и его постигает та же участь. Вроде бы, отбились. Тем временем слышатся звуки стрельбы на побережье. И туда условный противник направил диверсионную группу. Бои продолжаются минут десять, пока незваного гостя окончательно не отправляют на корм рыбам.
После этого, как ни в чем не бывало, отправились дальше. До залива еще идти и идти. Много ли подобных препятствий встретится еще на пути?..
— Исторически так сложилось, что подводные силы — главная ударная сила флота. Данный стратегический ракетоносец — носитель межконтинентальных ракет «Синева». Ракета способна преодолевать огромные расстояния, нанося сокрушительные удары противнику, — прокомментировал происходящее начальник штаба командования подводных сил контр-адмирал Степан Кельбас.
Эпизод выхода атомной подлодки из пункта базирования, по его словам, отрабатывается не случайно. До момента погружения она наиболее уязвима. Когда погрузится — найти ее уже практически невозможно, поэтому сможет действовать самостоятельно. Для этого лодка обладает высокой маневренностью и скрытностью. Но до погружения ее необходимо прикрывать от ударов с воздуха и моря.
Такие учения, пусть и не столь масштабные, проводятся на Северном флоте регулярно.
— Отрабатываем вопросы выхода подводных лодок, защиты пунктов базирования. Мы регулярно получаем информацию из зоны СВО, и учитываем опыт боевых действий в учебных целях, — подчеркивает контр-адмирал.
К слову, он и сам раньше командовал личным составом подобных подлодок. Поэтому о подготовке подводников знает не понаслышке. А еще под его командованием ядерная подлодка совершила пуск на рекордную дальность — порядка 11 тысяч километров.
По его словам, «Акула» может автономно работать порядка трех месяцев. Конечно, оставаться в море можно и дольше — но даже подготовленным подводникам находиться в замкнутом пространстве столь длительно было бы тяжело.
Сейчас на смену приходят новые подводные лодки класса «Борей». Они активно поступают на вооружение флота. Их характеристики кратно превышают показатели предшественников. Но и «Акула» все еще очень эффективна. Она не раз модернизировалась и улучшалась.
Тем временем мы вышли в залив. Здесь наша корабельная группа значительно пополнилась. По левому борту показались большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», крейсер «Маршал Устинов» и малый противолодочный корабль «Снежногорск». Впереди уверенно идут два тральщика — смотрят, нет ли на пути подводных мин.
Фото: Антон Алексеев
Здесь для «Акулы» настало время погружения. С ней мы провели в море долгое время и в какой-то мере сроднились. Как гигантский черный кит, подлодка медленно ушла под воду. Теперь ей предстояли свои задачи на глубине.
А вот корабли только приступили к учебным задачам. В небо поднялись вертолеты Ка-27. Ищут «вражеские» подлодки. Одна из «вертушек» погружает в море специальный локатор. Так и засекли «противника». Противолодочные корабли ударили реактивными бомбомётными установками. Выпустили глубинные бомбы. Заметив корабли «противника», вышедшие на помощь субмарине, отработали по ним корабельной артиллерийской установкой Ак-630.
По словам начальника штаба Кольской флотилии разнородных сил капитана 1 ранга Олега Гладкого, подобные «сюжеты» на Северном флоте отрабатываются регулярно. В том числе с участием атомных субмарин.
— Атомным подводным кораблям уделяется особое внимание командованием флота. Особенно обороне и обеспечению боевой устойчивости, — заключил Гладкий.
На этом морской «экшен» для журналистов завершился. Обратно — часа три ходу. Потом воздушный борт до Москвы. Для нас, журналистов, учения «Океан» завершились.