Сотням людей не дали шанс бежать от гитлеровцев – и обрекли на смерть
Сотни евреев имели шанс бежать из захваченной нацистами Австрии, но государственные служащие Великобритании отказали им в этом – и тем самым обрекли их на гибель во время холокоста.
Фото: ru.wikipedia.org
В новой книге рассказывается, что государственные служащие Северной Ирландии проигнорировали или отклонили большинство заявок на участие в программе создания рабочих мест, и только около 100 из них были приняты
Как пишет The Observer, 26 августа 1938 года венская еврейская газета “Сионистское руководство” опубликовала статью из двух абзацев под соблазнительным заголовком: "Еврейские ремесленники для Северной Ирландии".
Власти Белфаста искали иммигрантов из Центральной Европы, обладающих навыками для обучения местного населения и создания предприятий, говорилось в статье. “Заявки на регистрацию стартапов следует направлять в министерство торговли Северной Ирландии, которое рассмотрит их внимательно, но с поддержкой”.
Как вспоминает один из читателей, это было “похоже на знак судьбы”. Пятью месяцами ранее войска Адольфа Гитлера аннексировали Австрию и развязали кампанию конфискаций, запугивания и насилия против 170 000 евреев Вены. Теперь у некоторых ремесленников и владельцев бизнеса появилась возможность найти убежище в каком-нибудь уголке Великобритании, спасаясь от холокоста.
Около 300 заявлений с именами 730 мужчин, женщин и детей поступило в Стормонт, резиденцию правительства Северной Ирландии. Несколько государственных служащих обработали заявления. На большинстве из них был написан один из двух кратких, сухих ответов: “Сожалею” или “Ответа нет”.
Первым было указание младшим государственным служащим и машинисткам отправлять письма с отказом. Вторым было указание не утруждать себя отправкой ответа. Всего несколько десятков заявлений было принято до окончания действия программы. Шанс Северной Ирландии спасти сотни, а возможно, и тысячи евреев и подать пример остальному миру за много лет до появления Оскара Шиндлера был упущен, пишет The Observer.
В новой книге Ноэля Рассела "Спасенные и отвергнутые: Северная Ирландия, Вена и холокост", основанной на архивах, неопубликованных семейных воспоминаниях, письмах и интервью с выжившими, рассказывается душераздирающая история об упущенных возможностях, когда зло распространилось по всей Европе.
“Было шокирующе узнать, что люди, от которых отказались, были убиты во время холокоста”, — рассказал Рассел. “Было очень эмоционально читать эти письма. Сердце обливается кровью, когда узнаешь, что с ними случилось”.
По словам Расселла, журналиста, ставшего писателем, рассказы о тех, кто действительно добрался до Северной Ирландии и оказал огромное экономическое и культурное влияние, вдохновляют, но главное — это сожаление о том, что могло бы быть.
“Гражданское общество было недостаточно сплоченным, чтобы оказать давление на правительство, чтобы оно впустило беженцев. Шанс был упущен. Чтобы спасти людей, нужно быть более непредубежденным, чем бюрократия. Я думаю, что реакция была бы более щедрой, если бы больше людей знали о том, что происходит”.
Власти Стормонта, пользуясь своей ограниченной автономией от Вестминстера, выдвинули эту инициативу в ответ на упадок экономики и растущую безработицу. Был прецедент: двумя столетиями ранее гугеноты, спасавшиеся от преследований во Франции, основали льняную промышленность.
А ранее, в 1938 году, еврей по имени Альфред Нойманн привез из Австрии семерых рабочих для обучения местных жителей на фабрике тканей в Ньютаунардсе, графство Даун, что послужило образцом для более широкой схемы.
Сообщение "Сионистской газеты" появилось на фоне того, что нацистские чиновники, включая Адольфа Эйхмана, усилили давление на евреев Вены. Их выгоняли из домов и с работы, заставляли мыть тротуары, издевались, избивали и заключали под стражу.
The Belfast Telegraph и другие североирландские газеты вели хронику преследований – там были яркие сводные отчеты, но бюрократы Стормонта рассматривали эту схему в узких экономических терминах, сказал Рассел. “Они действовали не как оценщики гуманитарной помощи, а как государственные служащие, которым предстояло внедрить схему создания рабочих мест”.
Нойманн консультировал чиновников, но они по-прежнему отказывали кандидатам с ценными навыками, сказал Рассел, бывший продюсер Би-би-си и режиссер документальных фильмов. Одной из причин был страх дублирования существующих бизнесов. “Я не думаю, что они проявили много воображения”. Другой причиной стало то, что министерство внутренних дел в Лондоне ужесточило правила приема беженцев из Австрии.
После ноябрьского погрома 1938 года, известного как “Хрустальная ночь”, некоторые заявители отошли от обычного нейтрального тона и выразили свою боль: "Пожалуйста, помогите отчаявшейся семье", – взывал один из них, – но отказы продолжались. “Сожженные синагоги, убийства, это была просто адская дыра для евреев. Люди хватались за любую соломинку, чтобы выбраться”, — сказал Рассел.
Из 730 человек, указанных в петициях, около 630 были отклонены. По словам автора, около 125 из них были убиты в лагерях уничтожения, таких как Собибор и Треблинка, судьба остальных неясна.
Около сотни евреев, которые были допущены в Северную Ирландию, обосновались там, нашли работу, а некоторые построили заводы. Считается, что Альфред Нойманн привез около 70 из них. После начала войны он был интернирован как вражеский иностранец и посажен на корабль "Звезда Арандоры" с итальянскими, немецкими и австрийскими заключенными, который в июле 1940 года был потоплен немецкой подводной лодкой. Судно утонуло.
По словам Расселла, антииммигрантские беспорядки в Белфасте и других частях Великобритании в прошлом месяце продемонстрировали удручающее отсутствие человечности. “Это заставляет вас осознать, что ужасные события, которые произошли, могут легко повториться”.