«В одном из боев Т-90 выдержал семь прилетов FPV-дронов»
Заместитель командира 80-го гвардейского Краснознаменного танкового полка гвардии подполковник Роман Козлов пришел в полк на должность командира штурмового отряда в начале года, накануне взятия Авдеевки. Сегодня его танкисты оттачивают мастерство на полигоне. Офицер-танкист рассказал корреспонденту «МК» о деталях операции по освобождению Авдеевки.
Фото: Игорь Швыткин
Авдеевский пирог
— Роман Олегович, ваше подразделение участвовало в боях за Авдеевку. Что можете рассказать о тех днях?
— Авдеевка была очень хорошо укреплена. Брать ее в лоб не было никакого смысла. Решение командования было вроде бы простым, но оказалась крайне эффективным. Оно состояло в том, чтобы мой полк совместно со 114-й и 74-й бригадами вклинился в оборону противника на определенном участке линии боевого соприкосновения.
Упор был сделан именно на внезапный и решительный прорыв с глубоким проникновением в эшелонированную оборону вражеских позиций. Общий же замысел командования сводился к тому, чтобы впоследствии, как пирог, разрезать Авдеевку на две части, предоставив возможность для маневра остальным российским подразделениям.
В результате броска и натиска мои парни успешно овладели сначала терриконами и лесополосами, а потом уже оперативно зашли и в сам город, расчленив группировку ВСУ пополам. Считаю, что военнослужащие моего полка, а также наши соседи справились тогда с поставленной задачей на оценку «отлично»!
Другим подразделениям группировки «Центр» оставалось лишь развивать оперативный успех. Возможности для этого мы им предоставили».
Ключ к успеху
— Я так понимаю, сейчас у ваших подчиненных восстановительный период?
— Да. Но, сразу отмечу, что период восстановления – это совсем не отдых. В подразделении идет непрерывная работа по обучению пополнения. В обязательном порядке, днем и ночью, проводятся учебные занятия, включающие в себя тактическую и военно-медицинскую подготовку.
Обучение проводится как индивидуально, так и в составе отделений, взводов и рот. Одиночная подготовка — это обучение воина его прямому и непосредственному функционалу, согласно его должности. Его учат обращению, например, с пулеметом или гранатометом. Уточняется его роль и задачи в составе боевого коллектива.
В результате боевого слаживания каждый солдат должен настолько хорошо узнать своих товарищей, чтобы даже по голосу отличать своего от чужого. Ведь, например, все той же радиостанцией может овладеть противник со всеми вытекающими негативными последствиями для всего подразделения. Позже бойцы учатся взаимодействовать в группах, зная своих соседей справа и слева.
Подготовкой новобранцев в основном занимаются опытные бойцы. На полигоне мы распределяем ребят на мелкие группы. У каждого наставника свое направление: кто-то в стрелковом деле преподает, кто-то — в тактической подготовке делится своими навыками, другие обучают военно-медицинской подготовке. То есть каждый из опытных бойцов помогает командиру взвода или роты натаскивать новичков.
На заключительном этапе, после отработки слаживания на уровне отделений, штурмовых групп и взводов, мы переходим к подготовке подразделения под руководством командиров взводов и рот. При этом командир роты, используя беспилотные летательные аппараты, наблюдает за обстановкой с воздуха, управляет и корректирует действия своих подчиненных.
Это задача непростая: помимо мониторинга действий своих солдат, командир должен учитывать и тактику противника, которого он отслеживает по другому каналу. Учитывая силы противника, командир должен грамотно оценить характер боя. Он обязан знать собственные огневые возможности, начиная от стрелкового оружия, минометов и гаубиц, вплоть до возможностей танка, стоящего на закрытой огневой позиции. При этом необходимо решать боевую задачу крайне оперативно, в условиях быстро меняющейся обстановки. Это очень сложно, и этому необходимо постоянно учиться еще на полигоне.
Штучные спецы
По словам командира, подготовка экипажа танка — это вообще отдельная история. Она требует времени. Два-три месяца — это необходимый минимум. Суть в том, чтобы каждый член экипажа был взаимозаменяемым: командир танка должен знать и уметь все то, что и его наводчик или же механик-водитель.
Если кто-то выбывает из строя, то другой должен занять его место. Поэтому экипаж танка всегда готовится совместно, чтобы каждый член экипажа мог самостоятельно действовать на любом рабочем месте.
Карьерный рост также никто не отменял. Если, например, тот же механик-водитель проявил себя в ходе службы достойно, имеет лидерские качества, то со временем у него есть все шансы возглавить экипаж и даже дорасти до командира взвода.
— Тех, кто имеет давний опыт срочной службы, трудно переучивать на современную технику?
— Это же, можно сказать, еще «советские» люди, то есть стальной закалки. Адаптивные, универсальные. С другой стороны, автомат или пулемет Калашникова — они какими были в то время, такими же и остались.
Фото: Игорь Швыткин
Вот у нас есть один возрастной танкист. У него есть опыт управления танком Т-72 во время чеченской кампании. Так, ничего, он и в «девяностике» (танк Т-90) бодрячком себя чувствует. День-два посидел, посмотрел. Рычаги те же, справился».
Поправки на ветер
— Тактика танковая сильно изменилась?
— Тактика особых изменений не претерпела. А вот мы, танкисты, стали действительно немного иначе готовить свои машины перед выходом на боевую задачу. Мы не заправляем под завязку топливные баки наших танков. Заливаем столько, сколько примерно необходимо для выполнения боевой задачи. Внешние баки и вовсе иногда заправляем водой. Слишком высок риск их возгорания после попадания снаряда или того же дрона-камикадзе. Не полностью стали загружать и боекомплект, чтобы снизить вероятность его детонации. Берем то количество боеприпасов, которое необходимо для выполнения конкретной боевой задачи, исходя из количества целей, которые необходимо поразить.
— А вообще, уровень живучести современного танка, например, того же Т-90, как оцениваете?
— Многое зависит от вида конкретного боеприпаса и места его прилета по танку. У нас в одном из боев Т-90 выдержал аж семь прилетов FPV-дронов. Та же «восьмидесятка» (танк Т-80) выдержала всего два таких попадания. Т-90 лучше защищен, нежели его предшественники, это однозначно.
Место для подвига
После взятия Авдеевки 80-й танковый полк уверенно с минимальными потерями в технике и личном составе овладевал населенными пунктами Ласточкино и Тоненькое. Огнем своего орудия выжигал нацистов из лесополос, расположенных от Соловьево до населенного пункта Сокол.
Замкомполка считает, что профессионализм и стойкость танкистов Центрального военного округа помогают им отлично проявлять себя в самых сложных боевых условиях. Он неоднократно видел, как военнослужащие эвакуировали своих раненых товарищей из поврежденных машин прямо под массированным огнем врага.
— На СВО, в современном бою, всегда есть место подвигу. Благодаря мужеству и самоотверженности каждого бойца, наш гвардейский Краснознаменный полк успешно справляется с боевыми задачами. В основе успехов высокий моральный дух в совокупности с качественным уровнем боевой подготовки, — заключил мой собеседник.