«Тель-Авив сейчас ведет войну фактически на четыре фронта»
Мир замер в ожидании, какие ответные меры предпримет Израиль в ответ на массированный ракетный удар Ирана 1 октября по целям на своей территории. О том, может ли это привести к полномасштабной войне на Ближнем Востоке, и как эти события могут отразиться на России, мы поговорили с политологом, профессором кафедры взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ Маратом Башировым.
Фото: AP
— Россия и Китай являются союзниками Ирана, — говорит профессор Марат Баширов. — Но вряд ли мы выступим в виде открытой военной силы, но совершенно точно — с дипломатической и с точки зрения экономического сотрудничества. В чем-то это сотрудничество будет и в военно-технической части, в том числе, информационной и разведывательной.
Как говорит политолог, нельзя забывать и про Северную Корею, которая помогала Ирану в создании баллистических ракет дальнего радиуса действия.
— Это первое, и второе — американцы и израильтяне сейчас будут сколачивать коалицию, в первую очередь, военно-морских сил. И это, конечно, крайне плохо для Ормузского пролива, потому что он будет перекрыт.
(Ормузский пролив — достаточно узкий, его ширина варьируется от 96 километров до 39. Он соединяет Персидский залив с Оманским заливом и далее с открытым океаном. Северное его побережье принадлежит Ирану, а южное — ОАЭ и полуанклаву Оман. Ормузский пролив имеет стратегическое значение. Он обеспечивает проводку третьей части сжиженного природного газа (СПГ) и почти четверти мирового потребления нефти).
— У Ирана есть экономическое оружие, оно называется «создание дефицита нефти и СПГ». Иран способен это осуществить за счет того, что перекроет, заблокирует Ормузский пролив. Что повлечет серьезные последствия.
Эксперт анализирует, что принципиально изменилось после массированного ракетного удара Ирана по Израилю.
— Иран показал, что он может преодолевать совместную систему ПВО Израиля и Соединенных Штатов. Израильская пресса пишет, что американцы смогли сбить только 12 баллистических ракет из 200. Преодоление, перегрузка этой системы ПВО принципиально меняет баланс сил.
— Сейчас все будут сдерживать Израиль и Соединенные Штаты от применения военной силы в отношении Ирана. Особенно, если учесть, что у Израиля есть ядерное оружие. А, по всеобщему мнению, оно у Израиля есть.
Профессор Марат Баширов обращает внимание на заявление кандидата в президенты США от республиканцев Дональда Трампа, которое он сделал сразу после ударов Ирана по Израилю.
— Он назвал это третьей мировой войной. То есть, эта тема мгновенно отразилась на предвыборной компании в Соединенных Штатах. При этом Трамп, который ранее жестко выступал в поддержку Израиля, теперь сказал только о третьей мировой войне. И это сигнал о том, что, может быть, из всех западных политиков на сегодняшний день, которые вовлечены в этот конфликт, он самый здравомыслящий. Особенно на фоне Нетаньяху и Байдена. Трамп, конечно, потом может поменять риторику, и даже наверняка это сделает. Но, тем не менее, сейчас откровенно зарабатывает на этом очки.
Как говорит эксперт, получается, что Байден оказался слаб и глуп и просто затянул Соединенные Штаты в военный конфликт.
— В результате уже идут обстрелы американских баз на территории Ирака. Израиль пойдет на эскалацию. На мой взгляд, это неизбежно. И, в первую очередь, не из-за ракетных ударов по своей территории. Здесь они могли бы сымитировать, сказать, что все ракеты сбиты или промахнулись. А из-за теракта, который произошел вечером 1 октября на юге Тель-Авива, когда в результате стрельбы погибло 7 израильтян и еще 16 человек получили ранения. Это трагедия сильно повлияла на общественное мнение.
Профессор считает, что на Нетаньяху сейчас будут очень серьезно давить.
— То есть, ему отступать фактически некуда. И, надо сказать, что это нападение в Тель-Авиве совершили боевики ХАМАС. Они не разбиты, а ушли в подполье. Теракты теперь будут только множиться. Но и «Хезболла» уже вступила в прямые боевые действия с израильской пехотой на юге Ливана. Это тоже повышает градус. И это еще не начали действовать проиранские группировки в Ираке, а они достаточно многочисленные. И хуситы пока еще в полной мере не задействовали все свои ресурсы. То есть, Израиль сейчас ведет войну фактически на четыре фронта.
— Не факт, что помогут. Для этого надо высаживать наземные силы, вторгаться в Сирию, вторгаться в Ирак, бомбить Иран, воевать против хуситов. Эта тактика «тысячи порезов» на самом деле обескровливает, существенно бьет по американским возможностям.
Политолог замечает, что, как ни парадоксально, но для России эта война идет только «в плюс» — с точки зрения проведения специальной военной операции.
— Потому что совершенно точно стратегии сейчас будут пересматривать. Это касается и систем ПВО. Даже если 60 иранских ракет пробили этот «железный купол», это означает, что он никакой не железный, а дырявый. Значит придется ставить туда американские системы ПВО, чтобы снизить вероятность поражения. И это, не говоря еще о хуситах. То есть системам ПВО нужно будет работать в разных направлениях. Радиолокационные станции должны «смотреть» в сторону Сирии, Йемена, Ирака и Ирана.
Профессор обращает внимание на то, что иранские ракеты преодолели расстояние до Израиля за 15 минут. А это крайне низкое подлетное время.